СПРАВОЧНИК ПО ФОТОГРАФИИ

Фотоаппарат состоит из следующих основных частей (рис. 1): корпуса камеры (1), в котором находится фильмовый канал (3) и катушка с фотопленкой, объектива (2), видоискателя (4).

Рис. 1

Корпус камеры – основа фотоаппарата. Он изготовлен из светонепроницаемого материала, поскольку должен предохранять фотопленку от засветки и должен быть достаточно прочным.

Фотографическим объективом называется набор линз, заключенных в оправу. Объектив служит для получения на светочувствительном слое фотопленки изображения снимаемого объекта. От свойств объектива в значительной степени зависит качество получаемого изображения.

Одним из параметров, характеризующих объектив, является его фокусное расстояние. От него зависит, в каком масштабе будет изображение на фотопленке. Существуют объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием (так называемый зум).

Диафрагма – это устройство, находящееся внутри объектива и позволяющее регулировать размер отверстия объектива (а значит, освещенность фотопленки при экспонировании), а также глубину резкости.

Затвор – это устройство дозирования света в фотоаппарате. С его помощью обеспечивается продолжительность воздействия света (выдержка) на фотопленку.

Видоискатель (визир) – это устройство, служащее для определения границ кадра и его компоновки.

Для того чтобы при фотографировании получить на фотопленке четкое изображение, приходится выдвигать объектив относительно пленки. Этот процесс называется фокусировкой объектива.

 


Рис. 2

На практике резкими получаются изображения предметов, расположенных на определенном расстоянии от объекта, на который сфокусирован объектив.

Чтобы находить то пространство, в пределах которого получается резкое изображение, объективы имеют на оправе шкалу глубины резкости.


Рис. 3

Расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при установке объектива на ∞ (бесконечность) называется гиперфокальным расстоянием.

В простейших фотоаппаратах наводка на резкость не производится. Объектив в таких фотоаппаратах установлен на ∞ и имеет фиксированное значение диафрагмы. Таким образом получают резко изображаемое пространство в пределах от 1,5 м до ∞.

 

 

 

Экспонирование.

 

Экспонирование — это процесс воздействия света на светочувствительный материал. Свет обладает кумулятивным (накапливающим) действием на светочувствительный слой: чем дольше воздействует свет, тем чернее станет пленка после проявления. Если воздействие света слишком продолжительно, то каким бы слабым он ни был, вся пленка почернеет и никакого изображения не получится.

В момент съемки на пленку должно воздействовать столько света, чтобы получилось детальное изображение объекта. Правильно экспонированный негатив имеет после проявления среднюю плотность и хорошую передачу деталей на всех участках кадра.

На рисунке 5 изображена зависимость степени почернения фотоматериала от количества освещения.

Экспозиция, т. е. количество освещения, воздействующее на светочувствительный слой пленки во время съемки, зависит от двух исходных внешних факторов: освещенности (яркости объекта съемки) и величины светочувствительности пленки, а также от двух экспозиционных параметров: выдержки и диафрагмы. Таким образом, техническая задача расчета экспозиции состоит в том, чтобы в зависимости от исходных внешних факторов найти оптимальное сочетание экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы), которое обеспечит после проявления пленки нормальную плотность изображения.

Шкала выдержек и шкала диафрагм построены по принципу удвоения параметров. При переключении любой шкалы на соседнее значение происходит двойное уменьшение или увеличение количества общего света, падающего на пленку. Такое изменение называют изменением экспозиции на одну ступень. Это означает, что нужно либо открыть диафрагму объектива на одно деление (например, от 8 до 5,б), либо увеличить выдержку на одно деление (например, с 1/250 до 1/125 с). Если нужно уменьшить экспозицию, следует поступить наоборот.

Прибор, который производит измерение яркости фотографируемого объекта, называется экспонометром. На основании измерений экспонометра калькулятор рассчитывает необходимые значения выдержки и диафрагмы.

Рис. 4 Рис. 5

В простых фотоаппаратах фотоэлемент экспонометра располагают на передней панели, рядом с объективом. Горизонтальный угол охвата при этом составляет 60—70°, вертикальный — 35—50°.

В системе экспонометра TTL (through the lens — через объектив) фотоприемник располагается внутри камеры, за объективом. Это обеспечивает более высокую точность определения экспозиции.

Существуют различные методы определения экспозиции. Рассмотрим основные.

  1. Метод определения освещенности объекта – измеряется не яркость объекта, а сила света от осветительного прибора.
  2. Интегральный метод (средневзвешенный). Он учитывает среднюю яркость изображения.
  3. Локальный (точечный) метод. Производятся измерения на малом участке кадра.

В зависимости от степени воздействия экспонометрического устройства на выдержку и диафрагму, фотоаппараты принято делить неавтоматические, полуавтоматические и автоматические. Последние делятся на однопрограммные и многопрограммные.

 

Композиция.

Композиция (сочинение, составление, расположение—лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (СМЫСЛОВОЙ) ЦЕНТР. Выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. В любых условиях съемки – в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки – необходимо оценивать и общую ситуацию и композиционную и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие – для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые – помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМНОЗИЦИИ КАДРА. Главный элемент изображения может выделяться среди подчиненных ему большей величиной (масштабом), крупным планом, освещенностью, пластичностью, резкостью или своим местоположением в кадре.

Говоря о соподчинении элементов, следует иметь в виду, что кадр чаще всего распадается на отдельные части в том случае, когда в изображении есть отчетливо различимые горизонтальные или вертикальные линии. В таких случаях нужно позаботиться о том, чтобы каким-то приемом скрасить, затушевать этот распад. Единство – необходимое условие самого существования композиции.

Равновесие. В визуальном смысле, также как и в физическом, равновесие – это такое расположение предметов или элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Такие факторы, как форма, направление, месторасположение в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит “нуждающейся” во всех ее частях.

Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.

Принцип равновесия — один из основных законов композиционного построения фотографического снимка. Предмет, сдвинутый от центра, может быть уравновешен световым пятном; тяжелая тональная масса в ряде случаев уравновешивается лишь небольшим штрихом.

Самая строгая уравновешенность частей снимка возникает в тех случаях, когда элементы композиции расположены симметрично, когда правая и левая части кадра или его верх и низ полностью повторяют друг друга.

Симметрия относится к числу наиболее эффективных приемов композиционного построения изображения, она объединяет композицию. Расположение главного, сюжетно наиболее важного элемента на оси симметрии подчеркивает его значимость.

Полезно описать два фактора, обуславливающих момент равновесия: “вес” и направление того или иного элемента художественной композиции.

Вес зависит от месторасположения изображаемого элемента. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру, композиционно “весит” меньше, чем элемент, находящийся вне осевых линий, указанных на структурном плане.

Композиционный вес нельзя смешивать с “важностью” - главным акцентом кадра. Объект, расположенный в центре, предполагает большую важность, чем предметы, находящиеся по бокам.

Предмет верхней части композиции “тяжелее” того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой.


Рис. 6

При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. Хотя это и верно, все же не стоит забывать, что вес изображения не существует в пустом пространстве, и что обычно на его восприятие оказывают сильное воздействие другие мощные факторы расположения изображаемого объекта, которые в известной степени нарушают принцип рычага.

По-видимому, эффект рычага можно применить и в отношении третьего измерения – глубины. Чем дальше от зрителя расположены предметы, тем больший вес они несут. Перспектива, которая управляет зрением в удаленном пространстве, обладает огромной уравновешивающей силой. Вероятно, это особый случай более общего эффекта удаления. Этот фактор не поддается какой-либо количественной оценке, так как предмет, расположенный на некотором расстоянии от зрителя, благодаря перспективе кажется относительно большим. В результате этого данный предмет может выглядеть более тяжелым, чем это допускает площадь его изображения в кадре.

Вес зависит и от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее.

Очень важное значение на восприятие, к сожалению, мало исследованное, играет цвет. Красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь темного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей.

На композиционный вес оказывают влияние форма и направление снимаемых объектов. На рисунке изображен относительно маленьких размеров круг, уравновешивающий две большие фигуры – треугольник и прямоугольник.


Рис.7

Вертикально расположенные формы воспринимаются более тяжелыми, чем наклонные.

Направление, также как и вес, влияет на равновесие. Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направление силы. Оси, образованные формой, допускают движение в двух противоположных направлениях. Эллипс Рис.8 указывает направление не только вверх, но и вниз.

Рис. 8

Направленные силы создаются также и содержанием. Оно определяет фигуру человека, идущего вперед или падающего назад.

В любом конкретном кадре действуют за и против некоторое число разобранных выше факторов, создавая в конце концов равновесие целого.

Композиция покоится на своего рода контрапункте, то есть на множестве взаимно уравновешивающихся элементов. Но эти антагонистические силы не являются противоречивыми и не конфликтуют между собой.

Стремление к равновесию можно описать как стремление к простоте. Упраздняя неясность и разобщенность, равновесие усиливает простоту композиции.


Рис. 9 Рис. 10

Симметрия и дисимметрия. Симметрия – это соразмерность между частями целого, состояние равновесия, устойчивости системы.

Устранение даже мелкой детали симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает во всем изображении напряжение. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство при построении кадра.

Диссимметрия возникает при частичном нарушении симметрии, например когда детали свободно располагаются в пределах симметричной схемы. Дисимметрия наблюдается тогда, когда равенство частей, лежащих по сторонам плоскости симметрии, заменяется подобием их общих очертаний.

Асимметрия. Симметрия и асимметрия – два противоположных способа закономерной организации пространственной композиции. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство, целостность изображения является целью построения асимметричной системы, также как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположение заменяется зрительным равновесием. Конкретные виды равновесных композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Соподчинение частей – основное средство объединения асимметричной композиции.

Статичность и динамизм кадра. Статические кадры вызывают чувство покоя, уравновешенности, да и по своему содержанию обычно показывают что-то устоявшееся, стабильное.

Динамизм – важное средство композиции кадра, важное средство достижения эмоциональной выразительности.

Движение является наиболее сильным зрительно воспринимаемым стимулом, привлекающим внимание. Зритель, глядя на снимок, должен ощущать, что происходило до заснятого момента и что будет дальше. Передать динамику действия, движения, внутреннего состояния человека, показать разбитие события во времени и пространстве на единичном снимке, фиксирующем всего лишь короткий миг происходящего, довольно сложно.

Удачный снимок зависит во многом от выбора момента срабатывания затвора фотоаппарата. Он должен совпасть с кульминационным моментом какого-то движения. Тогда снимок получится выразительным. Характерный пример — момент преодоления планки спортсменом при прыжках в высоту или при беге с барьерами.

Подчеркнутое направление движущегося объекта, как правило, обеспечивает динамизм композиции. Ось – главное направление движения. Лишь вдоль нее может развиваться динамика. При изображении пространства, где преобладающим является высота, открытая взгляду, вертикальная ось может создавать впечатление устремленности ввысь также энергично, как и горизонтальная – тяготение в глубину.

Одним из способов достижения динамичного кадра является получение смазанного или нерезкого изображения главного объекта на фоне резкого изображения ближнего плана. Другим способом является противоположный оптический прием.

Еще один прием заключается в сочетании двух первых: движущийся объект и фон сняты несколько размыто. Эта размытость очертаний, зыбкость рисунка вызывают у зрителя ощущение движения. Такой мы могли бы “увидеть”, внезапно закрыв глаза, ласточку, летящую вдоль леса.

Динамизм композиции достигается в фотографии использованием и других выразительных средств. Ощущение направленности движущегося объекта может быть существенно усилено и освещением, предметными, световыми, цветовыми, и линейными ритмами, неравновесной композицией. Эффект динамизма обусловлен и самим процессом (порядком) рассматривания изображения. Так, неравновесная композиция вызывает непроизвольное быстрое перемещение взгляда, и изображение как бы смазывается в том или ином плане снимка.

Ощущение направленности может быть усилено и освещением, потому что человеку свойственно инстинктивное стремление двигаться к свету.

Динамичные кадры получают, обычно используя асимметричную композицию, так как симметричная не создает динамики движения.

Ритм. Закономерное повторение и чередование соразмерных элементов — ритм — свойство, органически присущее многим явлениям природы, жизни человека: мы наблюдаем чередование дня и ночи, времен года, циклы развития различных форм жизни.

Простейшая закономерность ритма — равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин, в архитектуре, например, называется метром. Примерами использования метра являются колоннады, современные городские дома, гостиницы, школы, корпуса которых складываются из одинаковых секций.

Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным, основанным на повторении группы форм. Сложные ряды могут быть образованы сочетанием нескольких простых рядов.


Рис. 12 Рис. 13

Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной последовательности его ряда.

Повторяемость, лежащая в основе ритма, усиливает, подчеркивает содержательные моменты фотоснимков, фиксирует внимание зрителя на главном, создает определенный психологический настрой.

В фотоискусстве ритм помогает углубить эстетическую оценку окружающей нас действительности, тоньше выразить психологическое состояние человека, т. е. он может быть носителем художественно-образной информации.

Ритм используется как выразительное средство в симметричных и асимметричных композициях. В первых он создает статичность, уравновешенность, а во вторых передает динамику.

Тождество, нюанс и контраст. Тождество и различие характеризуют равенство и неравенство объектов, запечатленных на снимке, их повторяемость и не повторяемость, сходство и несходство, непрерывность и прерывность их свойств, связей, а также тенденций развития.

Нельзя говорить о контрасте или тождестве несоизмеримых свойств: цвете и геометрической форме, линейной протяженности и тональности и т. п.

Тождество чередующихся элементов определяет метрическую закономерность: тождественны колонны в колоннаде храма, тождественны интервалы между ними.

Нюанс — отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд. Нюансное отношение пространственных форм (прямоугольник, близкий к квадрату, параллелепипед с близкими размерами сторон) характеризует композицию как статичную.

Контраст — отношение, в котором преобладает резкое различие однородных свойств. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков.

К распространенным типам контрастного сопоставления пространственных форм можно отнести контрасты элементов высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых, белых и черных. Контраст цвета, фактуры дополняет сопоставление элементов или частей изображения.

Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими. Нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Оптические иллюзии, порождаемые контрастом и нюансом, усиливают воздействие на восприятие.

Целенаправленное применение контраста и нюанса помогает выявить главное и композиции, развить ее динамику в нужном направлении. С их помощью можно, до известной степени, поправить случайно возникающее неблагоприятное соотношение частей изображения.

Столкновения контрастных величин, контрастных световых пятен вошли в число основных средств композиции в фотографии.

Тождество, контраст и нюанс, как и все другие элементы композиции, служат средством выражения ее содержания.

Ракурс (укорачивать, сокращать—фр.) — перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненные под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи.

Прежде всего должны быть предупреждены возможные ошибки при видении предмета в ракурсе. Чтобы, например, избежать искаженного восприятия непрямоугольных объемов, нужно дать зрителю возможность соотнести их с системой прямоугольных координат. Этого можно достичь, подчеркнув в снимке систему горизонтальных и вертикальных элементов изображения.

Ракурс часто обостряет композицию снимка, помогает выделить главное в кадре.


Рис. 14 Рис. 15

Использовать ракурс, однако, нужно очень умело и только в тех случаях, когда это логически оправдано, так как человек редко наблюдает что-либо с уровня земли или с высоты.

Глаз с наименьшей точностью воспринимает глубинное изменение формы. Поэтому его выявлению на снимке должно уделяться особое внимание. Равномерная разбивка вертикальными членениями плоскостей, уходящих в глубину пространства, одно из самых эффективных средств выявления глубинности.

Способствует восприятию глубины и акцентировка планов – переднего, промежуточного и дальнего. Она может быть достигнута разделением пространства на отдельные элементы, изменением фактуры и цвета этих элементов аналогично членению пространства театральной сцены кулисами.

Понимание законов построения пространственной формы на плоскости и зрительное восприятие их необходимы для успешного творчества и оценки снимков.

Создание перспективы. Можно назвать несколько факторов создающих впечатление перспективы: сходящиеся параллельные линии (линейная перспектива), воздушная перспектива, тональная перспектива, наложение предметов один на другой, освещение, уменьшающиеся размеры предметов или ограничение резкости изображения по мере удаления от точки съемки. Все эти факторы обычно присутствуют в кадре в различных комбинациях, которые усиливают трехмерность изображения. При этом важно помнить, что зритель воспринимает “глубину” на снимке только благодаря предшествующему опыту (восприятие предметов в жизни).

Так, например, линии, в действительности расположенные параллельно, для зрителя все больше и больше сходятся в одной точке по мере того, как взгляд уходит по ним вдаль. Это создает иллюзию глубины пространства.


Рис. 16

Изменение цветов и тонов предметов, обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем, называется тональной перспективой.

Другой пример, когда предметы, находящиеся на определенном расстоянии, видны сквозь воздушную дымку и имеют менее четкие очертания, чем предметы, расположенные на переднем плане; мы знаем, что они расположены дальше, чем те предметы, очертания которых ясны. Так воздушная дымка и нечеткие очертания предметов создают иллюзию глубины пространства.


Рис. 17

И еще пример, когда какой-либо предмет частично закрыт, заслонен другим, нам ясно, он находится за ним. Когда такое расположение предметов фиксируется снимке, оно тоже создает иллюзию глубины пространства.

Наконец, глубина пространства становится очевидной, если актеры сняты резко, а фон – расплывчато.

Рис. 18 Рис. 19

 

 

 

Материал предоставлени студией IMG. Фотостудия предлагает: фотосъемку, видеосъемку

www.web-img.ru - Изготовление сайтов